19:20

Как написать сценарий тренинга, что бы клиента ни пучило?

 

Дмитрий Коткин

   Готовя эту статью, я просмотрел различные форумы, специализированные сайты, перелистал книги, что бы посмотреть, как же тренеры пишут сценарии своих тренингов, и картинка получилась грустная. Такое ощущение, что все старательно замалчивают обсуждения этой темы.

   И действительно, все тренинговые компании тщательно избегают любой утечки информации о структуре своих раздаточных материалов, сценариях, детально расписанных программах и т.д., справедливо полагая, что это их интеллектуальная собственность, которой, не дай Бог, воспользуются конкуренты. Многие при этом не меняют своих сценариев годами, при декларируемой адаптации тренингов под ситуацию заказчика. Что очень понятно, какая адаптация, если идет поток тренингов. А адаптация программы - это время тренера, которого очень мало. И отдельная большая работа. А если тренингов мало, то лучше использовать те сценарии, которые себя зарекомендовали - зачем рисковать.

   Хороший тренер умеет создать впечатление у заказчика, что будет учитываться специфика клиента (о том, как у клиента создается иллюзия учета его специфики - отдельная тема)…Но! Встреча прошла, тендер выигран, все записи заброшены в клиентскую папочку и на свет появляется проверенная годами раздатка с любимыми упражнениями тренера, которые были придуманы еще на базе СПТ в 90-е годы ("Шеренги", "Катастрофа в пустыне", "Молекулы" и т.д.). (Что греха таить, замечал это и за собой. И честно пытаюсь бороться со своими стереотипами в работе).

   Заявляемый всеми системный подход понимается с точки зрения использования стандартной отработанной программы, вызывающей минимальное сопротивление со стороны участников, чье мнение зачастую является решающим при оценке эффективности проводимого мероприятия.

   Просьба от клиента прописать поминутно сценарий двух дней тренинга наводит на тренера тоску и дикое сопротивление. Это же большая работа! А с другой стороны, за этот же сценарий отвечать придется перед заказчиком и рассказывай потом ему, что на динамику группы повлияли форс-мажорные моменты в виде выдачи зарплаты в пятницу перед тренингом и поэтому прописанные в сценарии задания были не выполнены в полном объеме.

   И возникает понимание, что знать, как пишется сценарий нужно не только тренеру, но и клиенту, что бы выбрать хорошего тренера и не зря потратить деньги компании.

   Итак, Вы тренер, который должен провести бизнес-тренинг в фирме "Х". И вроде заказ понятный и уже делали что-то подобное. И вот Вы обкладываетесь учебниками, справочными материалами и достаете на свет, любимую всеми тренерами книгу "Психогимнастика в тренинге: упражнения". В голове роятся безумные идеи, схемы, Вы представляете себе, как будет подниматься энергия в группе на ту или иную вашу интервенцию, как взрослые люди будут с радостью бросать мячик, играть в "Полицейских и воров", составлять "Молекулы", и заниматься другими интересными упражнениями весьма далекими от их повседневной работы…но это же только с их точки зрения…

   Мы же с Вами всегда сможем объяснить, что в основе всего лежат грамотные коммуникации, на отработку которых мы и делаем наши упражнения. Фантазия бьет ключом - "А вот тут можно попробовать новое упражнение "Съешь дикобраза"... Вот уже и три часа ночи…Тренинг готов! СТОП! СТОП! СТОП! Прежде чем сесть за написание сценария тренинга, давайте поработаем с клиентом. Итак, что же нам от него нужно?!

   Документы. Очень важно запросить у клиента все доступные документы, регламентирующие существование людей в компании.

   Лучше начать с плана развития компании на 1 - 15 лет, в котором прописаны планируемые события (вывод нового продукта на рынок, выставки, аттестации персонала и т.д.). Тренинг важно "затачивать" под конкретные события в жизни участников, которые мы будем отрабатывать, и тогда они поймут, зачем их собрали в выходные дни, когда на улице светит солнце, а пригород пропах шашлыком. Что потраченное время с лихвой окупиться в ближайшем будущем и сейчас они готовятся к нему. Если в ответ руководство компании заявляет:
- что у них нет бизнес-планирования и оно в принципе невозможно по причине того, что мы живем в России;
- что план развития - это страшная коммерческая тайна доступ, к которой имеет только генеральный директор…
- что план есть на ближайшую неделю, но все может поменяться…

Смело достаем "Психогимнастику в тренинге: упражнения" и …смотри выше…
   Также нам нужны прописанная корпоративная культура компании, прописанные корпоративные ценности, правила поведения, история компании, ее миссия и т.д.

   Мы работаем на клиента, а каждый тренер несет свою идеологию, свое виденье бизнеса, забывая о том, что оно может расходиться с идеологией заказчика.

   Теперь хорошо бы увидеть должностные инструкции участников тренинга, предварительно поинтересоваться, как они составлялись. Довольно часто они просто скачивались из интернета или писались менеджером по персоналу девочкой-психологом вечерней формы обучения, и реальный перечень функциональных обязанностей участников давно не совпадает с этим чудным документом.

   Попросите у клиента стандарты работы и систему оценки эффективности работы сотрудников, которые придут на тренинг. Некоторые из перечисленных документов можно смело брать в качестве основы для написания сценария ("Стандарты работы продавца", "Функциональные обязанности") и не надо фантазировать при разработке смысловых блоков тренинга. Клиент для нас уже все написал.

   По поводу интернета - обязательно на сайте компании изучим раздел новости, это дополнительная информация, которая показывает, куда движется компания, и куда мы будем ее двигать своим тренингом.

   Изучили документацию? Давайте изучим людей. Важно повстречаться с высшим руководством, которое подписывает договор с Вами и платит вам за работу, встретиться и запросить его виденье - а зачем все это им нужно.… Это даст направление думанья при написании сценария, а также снимает частично ответственность за результат в случае отсутствия четко проговоренного запроса…(Не забывать, что слишком детальное прояснение запроса может привести к пониманию со стороны клиента о необходимости других мероприятий в компании, а не нашего тренинга).

   Если в группе будут руководители, надо собрать их вместе и согласовать цели и задачи тренинга, а также их поведение на тренинге (особенно это касается тренингов командообразования, основ управления и т.д.). Важно объяснить им, что на тренинге их роль руководителя никто не отменял. И они вместе с Вами оценивают своих подчиненных, делают для себя выводы, согласовывают друг с другом идеи, которые уже после тренинга выльются в управленческие решения. Иначе Вы легко можете попасть в ситуацию, когда в конце тренинга начальник отдела на обратной связи громогласно заявит, что ничего нового он не получил здесь и решение генерального директора о проведении "всего этого" было неверным. Он забыл, что его слушают его подчиненные! И что он форматирует их оценку происходящего. И опять же, Вам нужна такая обратная связь?

   Кроме того, руководители дадут вам материал для ролевых игр, ситуационных задач и раздатки. "Не дадут" - слышу я скептические голоса? А Вы попросите!

   Хороший сценарий делается из материала клиента и для клиента. Задача тренера собрать его и выстроить в логическую цепочку. И тогда получится вкусное и полезное блюдо, от которого клиента не будет пучить, потому что ингредиенты ему все знакомы и не вызывают отторжения.
Категория: Статьи | Просмотров: 2246 | Добавил: trening
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]